Аникушин Михаил Константинович
19 сентября 1917, Москва – 18 мая 1997, Санкт-Петербург
ㅤㅤㅤМихаи́л Константи́нович Анику́шин (19.09. 1917, Москва —18.05.1997, Санкт-Петербург) — советский, российский скульптор-монументалист, педагог, общественный деятель. Академик АХ СССР (1962. Герой Социалистического Труда (1977). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1986). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1997).
ㅤㅤㅤВ 1936—1937 учился в Средней художественной школе при АХ. В 1937—1941 и 1945—1947 обучался у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
ㅤㅤㅤВ 1948—1951 и с 1958 года до самой смерти преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, возглавлял персональную творческую мастерскую. Профессор (1960).
ㅤㅤㅤ«Как мастер Аникушин сформировался в процессе работы над мемориальными образами А.С. Пушкина. К пушкинской теме скульптор обратился в 1940-е года, после того, как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 году он представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем.
Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета /1953/ и для станции Ленинградского метрополитена “Пушкинская” /1955/. Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни – памятником А.С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде /1957/, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения, который гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади. Мастер непрерывно развивал пушкинскую тему и в дальнейшем – работал над памятником поэту для Гурзуфа /эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен/, Ташкента /1974/, над статуей для станции метро “Черная речка” в Ленинграде /1982/, бюстами для Кишинева /1970/, Пятигорска /1982/ и др.
ㅤㅤㅤСвоеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием стала работа над памятником А.П. Чехову в Москве /открыт 26 октября 1998 года в Камергерском переулке/. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А.П.Чехова и И.И.Левитана, – первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию /эскиз “А.П.Чехов и И.И.Левитан”, 1961/.
ㅤㅤㅤАникушин создал один из самых крупных по масштабу послевоенных памятников В.И. Ленину – на Московской площади в Санкт-Петербурге /высота с пьедесталом около 16 м; бронза, гранит; открыт в 1970/, исполнил скульптурное оформление мемориала Героическим защитникам Ленинграда /архитекторы В.А. Каменский и С.Б. Сперанский; открыт в 1975/, создал немало скульптурных портретов: “Портрет матери”, “Портрет П.А. Куприянова”, “Египтянин”, “Юноша из Судана”, “Портрет О.Е. Усовой”, “Портрет академика А.Ф.Иоффе”, “Портрет космонавта Г.С. Титова”. Он автор монументальных скульптур: памятников А.И.Воейкову, В.М.Бехтереву, П.А.Куприянову. Следует отметить и работы в области мемориальной пластики – надгробия Е.П.Корчагиной-Александровской, Р.М.Глиэру, Ю.М.Юрьеву, Н.К. Черкасову.
ㅤㅤㅤВ 1970-80-е года он создает монументальный барельеф “Победа” для Большого концертного зала “Октябрьский” в Ленинграде /1967/, “Портрет Г.С.Улановой” /1981/ памятник “Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны”, установленный на площади Победы /1975/ и др.» К 85-летию со дня рождения Михаила Константиновича Аникушина.
ㅤㅤㅤПо материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА “Новости”.