Встреча с хранителем традиций Чукотки Анатолием Омрынват
В Лицее 21 октября 2022 года состоялась встреча с Анатолием Омрынват, Хранителем традиций Чукотки. Впервые с Анатолием мы познакомились в 2021 году в рамках международного проекта “Прикоснись к звуку”.
Я родом из села Амгуэма (Чукотского автономного округа), где рождается день на планете Земля. В округе села установлен знак «Солнце» обозначающий пересечение 180 меридиана суши. Если посмотреть на географическую карту, то часть Чукотки в один момент находится в прошлых сутках в момент начала нового дня. Гостям моей малой родины представляется уникальная возможность встать одной ногой в зыбкое прошлое и одновременно, второй ногой находиться в ясном будущем. Восходы тут действительно прекрасны и песни ветра в тундре вдохновляют, и тишина, сверкающих просторов тундры оттеняет звездные ночи, и северное сияние игриво наполняет небосвод.
Родился я в семье оленных чукчей. Застал время обрядов и камланий. Во время праздников всем родом пели, танцевали, делили радость. Готовясь к празднику разогревали бубен на огне. Звуки бубна наполняли пространство вокруг стойбища вибрацией добра и света. Во время празднования в руках старейшин и шаманов звуки бубна становились к ночи глубже. Ритмичные мелодии яраров вызывали все более сильные вибрации в сердцах семьи, в просторах тундры, в духе ветра. Это ощущение внутри во время ритмов бубна сравнимо с зовом предков, дающим ощущение единства рода, внутреннего покоя и силы духа.
С древних времён мои предки использовали бубен как самый простой способ погрузить себя и окружающих в транс- путешествие к себе внутри себя. Включается невероятное воображение, фантазии искрят цветами северного сияния, образы будущего собственной жизни прорисовываются четче и ярче.
Чукотка мир сильных людей. И традиции в моем народе столь же крепкие и глубокие как песни льда и ветра, такие же яркие, как краски скоротечного лета, такие же шумные и мелодичные, как гул птичьих базаров.
Со вступлением во взрослую жизнь мои детские впечатления отошли на второй план. Жил я в нескольких городах, увлекался веяниями молодости. Наследие моего народа вовлекло меня позднее. Годам к тридцати я понял, что отчасти забыл родное слово. Стечение ряда событий привело меня к корням. Сначала занялся изготовлением бубнов. Кто-то из сельчан попросил сделать несколько экземпляров для творческого коллектива нашего клуба. Моя работа многим понравилась и следом пришел заказ из соседнего села. Так и восстановил в памяти мастерство предков и руки вспомнили технологию выделки оленьей шкуры. Нашлись образы и воплотились росписи на бубнах маслом. На бубнах рождались не просто картины, а целые неповторимые сюжеты бытия. Расширился круг общения в сфере культуры и традиций. Расписные уже ярары неоднократно выставлялись на выставках и привлекали зрителей. Казалось, чего бы пожелать еще. Но все не покидало ощущение: «Чего-то не хватает». Оставалось ощущение недостатка красок впечатлений от моих работ у зрителей. Как будто бы не завершённая картина в умах зрителей не давала мне покоя.