Пшеницына Галина Васильевна
30 октября1940, Горький
ㅤㅤㅤГалина Васильевна Пшеницына (родилась 30.10.1940 г. Горький) – советский, российский художник. Член Союза художников России. Заслуженный деятель искусств Дагестана. Народный художник Республики Дагестан (2011).
ㅤㅤㅤС 1952 по 1959 год училась в Средней художественной школе при АХ. В 1959 поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1965 году она оканчивает институт по мастерской профессора Б.В. Иогансона.
ㅤㅤㅤВ институте Галина Васильевна познакомилась со своим будущим мужем – Хайруллахом Магомедовичем Курбановым – будущим Народным художником Дагестана и Заслуженным художником России. С 1966 года Галина Васильевна живет и работает в Дагестане.
ㅤㅤㅤПосле окончания института преподавала на художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета и в художественном училище им. М.А.Джемала.
ㅤㅤㅤ«Суровый» стиль в живописи дагестанской художницы обладает своей отличительной особенностью, обусловленной ее личными качествами душевной натуры и характером эстетического мышления. Ее образы лишены строгой монументализации, им чужда
драматизация сюжетов тяжелого физического труда, персонажи на полотнах выступают в мягких, лирических оттенках эмоционального строя, что особенно проявляется в сюжетах, где преобладает женский образ. Живопись Г.Пшеницыной последних десятилетий вбирает в себе весь спектр изобразительных приемов, которыми она обогащалась прежде. В ряде некоторых работ преобладает манера, выдержанная строгостью реалистической (академической) живописи («Натюрморт с арбузом» (2004), «Натюрморт с дыней» (2015), «Портрет Миланы» (2015), «Портрет Айзаны» (2014) и др.). Моделировка складок тканей и фактуры предметов, свободный динамичный мазок и тончайшие колористические решения, вносящие в композицию своим единым строем определенную эмоциональную остроту, определяют их главные художественные качества, исполненные в лучших традициях классической школы.
ㅤㅤㅤМонументально-декоративная стилистика изображений нашла воплощение преимущественно в жанре пейзажа («Зима в горах» (1991), «Горы на закате» (1991), «Ферма в горах» (1999) «Высокогорный аул» (2005), «Покинутый аул» (2006)). Здесь Г.Пшеницына прибегает к приемам стилизации, подчеркивающим в образах изображений черты лаконизма и обобщенности. По своей идейно-содержательной канве много общего в этих работах с пейзажами ее супруга Х.Курбанова. Оба они раскрывают в своих композициях эпическое величие и красоту природы горного края, придают им характер монументального звучания.
ㅤㅤㅤБолее широкое распространение в женских портретах с начала 2000-х годов получила импрессионистическая манера письма с характерным для художницы четким выразительным рисунком. В образе женщин Г.Пшеницына всегда стремится воплотить состояние гармонии и высокого идеала. Модели на ее полотнах нарядные, стройные, их отличает изящество и хрупкость женственной натуры. По верным наблюдениям искусствоведа Мусаевой Натальи Фёдоровны, «…дарование Галины Пшеницыной внесло в дагестанское портретное искусство задушевность, нежность, сердечность, благородство, тонкое понимание человека и уважение к нему».
ㅤㅤㅤТ.С. Гамидов Художественно-стилистические особенности в живописи Г.В.Пшенициной.
ㅤㅤㅤРаботы Г.В.Пшенициной находятся в Музее Российской Академии художеств, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, Дагестанском государственном объединённом музее им. А.Тахо-Годи, Тверском, Северо-Осетинском, Калмыцком музеях и картинных галереях, а также в частных коллекциях России, Израиля и США.