02 октября 2023

Глазунов Илья Сергеевич

10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва

ㅤㅤ

Изображение 3 из 9

ㅤㅤㅤИлья́ Серге́евич Глазуно́в (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва) — советский, российский художник-живописец, сценограф, педагог. Член союза художников. Народный художник СССР (1980). Действительный член Российской академии художеств (2000).Почётный член объединения «Русское знамя» (1989) Почётный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны (1979) Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).

ㅤㅤㅤС 1944 по 1951 год учился в Средней художественной школе при АХ. С 1951 по 1957 год обучался в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской Б. В. Иогансона.

ㅤㅤㅤВ начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ художника, имевшая большой успех. Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем». Позднее Глазунова поддерживал Михаил Суслов.
ㅤㅤㅤC 1978 года руководил мастерской портрета в Московского художественного института им. В. И. Сурикова. В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. С 1987 года — бессменный ректор созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

ㅤㅤㅤВ целом Глазунов придерживался традиционных православных позиций. В то же время он разделял многие идеи славянского неоязычества. В своей книге «Россия распятая» (1996, 2006) он писал о древней «славянско-арийской праистории», которую, по его мнению, в числе прочего, подтверждает «Велесова книга». Подчёркивая важность православного христианства, он призывает не забывать о «древних русах — внуках Даждьбога», поскольку, по его мнению, именно они создали Святую Русь. Глазунов пишет о «белой арийской расе» и её наиболее славных представителях, славянах, призывая вернуть им почётное звание создателей Ригведы и Авесты, о «русине» Одоакре и «славянине» Рюрике, отождествляет со славянским творчеством всё, что связано с венедами, называет тавро-скифов «русами», утверждает, что у древних славян было единобожие в виде «славянской Троицы», Явь, Правь и Навь (понятия из «Велесовой книги»). В архитектуре Русского Севера Глазунов обнаруживает «арийские формы мышления». Глазунов финансировал издание сборника «Древность: арьи, славяне», содержащего статьи Н. Р. Гусевой, С. В. Жарниковой и ряда других авторов, излагавших «арийскую» идею для широкой аудитории. Глазунов разделял «арийскую» идею ещё с советского времени, когда он подружился с бывшим власовцем, основателем мюнхенского журнала «Вече» О. А. Красовским. Глазунов одним из первых связал свастику со славянским язычеством на своей картине «Вечная Россия» (1988), где, в числе других фигур, изображён языческий идол с этим символом.

ㅤㅤㅤТворчество
ㅤㅤㅤРанние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).
ㅤㅤㅤРабота «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия. Цикл графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека. Живописное полотно «Мистерия XX века» (1978 и 1999). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами. Живописное полотно «Вечная Россия», представляющее историю и культуру России за тысячу лет (1988). Исполненные в графически стилизованной манере произведения, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Серия работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»). Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980). Картина «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус». Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства. Серия работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».

ㅤㅤㅤТеатральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.) Интерьер советского посольства в Мадриде.

ㅤㅤㅤУчаствовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля. На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике.

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81