05 октября 2023

Крестовский Ярослав Игоревич

9 февраля 1925, Ленинград – 23 января 2004, Санкт-Петербург

ㅤㅤ

Image 6 of 9

ㅤㅤㅤЯрослав Игоревич Крестовский (9 февраля 1925, Ленинград, СССР — 23 января 2004, Санкт-Петербург, Россия) — русский советский живописец и график, реставратор монументальной живописи. Член Союза художников(1958). Отец – известный ленинградский скульптор Игорь Всеволодович Крестовский (1894—1976). Дед – известный русский прозаик В. В. Крестовский (1840—1895).

ㅤㅤㅤС 1937 по 1941 год учился в Средней художественной школе при АХ. После возвращения из эвакуации в 1944 поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.
ㅤㅤㅤС 1948 по 1950 работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей. Одновременно в качестве вольнослушателя посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 поступает туда на графический факультет. Спустя два года переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи Михаила Бобышова.

ㅤㅤㅤВ шестидесятые годы преподавал на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной.

ㅤㅤㅤВсю жизнь художника Ярослав проработал с одним глазом, второй потерял в юности на охоте, при разрыве казённика ружья…
Последний раз Ярослава видел незадолго до его смерти.
Он пришёл на вернисаж какой-то союзовской выставки с женой…
Скромно одетый. Чёрный по горло свитер под чуть помятым пиджаком… в чёрных очках.
И она тихо ему говорила, что изображено на картине. В какой технике. Кто автор.Вспоминала художников, кто и как решал похожий сюжет. Пытаясь аналогиями Крестовскому рассказать видимую ею картину.

ㅤㅤㅤФрагмент воспоминаний Владима Филиппа «Люди с тропы искусства».

ㅤㅤㅤВ середине 1970-х у Крестовского неожиданно ухудшается зрение. Его лечат, не разрешают писать, но через несколько лет он окончательно теряет зрение. Последние работы художника датированы 1977 годом.

ㅤㅤㅤЯ.Крестовский был одним из участников Группы “Одиннадцати”. Группа наиболее ярких представителей “левого ЛОСХа” объединилась для участия в двух выставках, в 1972 и 1976 году. В группу входили также Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, ВиталийТюленев, Герман Егошин, Борис Шаманов, Виктор Тетерин, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, Константин Симун.

ㅤㅤㅤРаботы Я. И. Крестовского привлекают внимание ярким и звучным колоритом, ясностью силуэтов и контуров. Художник работал в реалистической традиции, но передавал окружающий мир через призму своего восприятия действительности. Стараясь уйти от штампов официального искусства, Крестовский писал о том, что его действительно волновало. Он любовался красотой петербургских улиц, погружаясь в свои размышления и фантазии. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Ярослава Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и “ленинградских дворов”, написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. В работах Ярослава Крестовского подмечены многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов, и выраженных языком живописно-пластических образов.

ㅤㅤㅤАвтор картин “Прионежье. Кондопога” (1956), “Яхты”, “Белая ночь. Крюков канал” (обе 1957), “Ростов”, “Солнечный день в Ленинграде”, “Канал Грибоедова”, “Фонтанка. Белая ночь”, “Крюков канал. Утро” (все 1958), “Прачечный мост”, “На Васильевском острове”, “Двор” (все 1959), “Канал утром”, “Белая ночь в Ленинграде” (обе 1961), “Роза. Портрет жены” (1962), “Фантазия на северные темы. Ночь” (1963), “Морозный день”, “Вечер. Балтийский завод”, “Час рассвета. Фонтанка” (все 1964), “Натюрморт с манекеном” (1965), “Белые ночи” (1967), “Часовых дел мастера”, “Мёртвое дерево” (обе 1968), “Часовщики. По мотивам сказок Гофмана”, “Штурм Тихвина” (1969), “Курская дуга. Контрнаступление на Белгород”, “Часы и куклы” (обе 1972), “Турбостроительный цех”, “Сборщики” (1975), “Час до восхода солнца”, “Гроза”, “Тревожная белая ночь”, “Ленинградский мотив” (все 1977) и др.

ㅤㅤㅤПерсональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1984), Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1995, 2000).
Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81