Тетерин Виктор Кузьмич
25 октября 1922, Бахарево, Тверская губерния – 01 октября 1991, Санкт-Петербург
ㅤㅤㅤВиктор Кузьмич Тетерин (25.20.1922, Бахарево, Тверская губерния —01.10.1991, Санкт-Петербург) — советский художник, живописец и график. Член Союза художников РСФСР (1953).
ㅤㅤㅤС 1940 по 1943 год учился в Средней художественной школе при АХ. В 1943 году поступил на первый курс живописного отделения Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В 1944 года перевёлся в Ленинград на первый курс ЛИЖСА им. И. Е. Репина. В 1949 году окончил институт по мастерской Михаила Авилова.
ㅤㅤㅤС 1949 по 1956 год преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.
ㅤㅤㅤПисал преимущественно городские пейзажи и натюрморты, реже — жанровые композиции и портреты. Работал в технике масляной живописи и акварели. Представление об особенностях манеры письма этого периода и её постепенной трансформации дают работы «У Казанского Собора» (1949), «Жатва», «Зима. Павловск» (обе 1950), «Портрет Е. Антиповой в жёлтом», «Натюрморт» (1953), «Гурзуф. Пейзаж» (1953), «Портрет матери за швейной машиной», «Ленинград. Средний проспект Васильевского острова», «Реставрация Инженерного замка», «Мужской портрет» (все 1954), «Натюрморт» (1955), «Персики и груши» (1956), «Перед маем» (1957), «Осенний букет» (1957), «Айва и виноград», «Яблоневая ветка» (обе 1958), «Рабочий паренёк» (1958), «В солнечный день», «Дорожные строители» (обе 1959) и другие.
ㅤㅤㅤЕсли в работах начала 1950-х у Тетерина наблюдается желание с дотошной правильностью передавать реальные формы и без особого отбора натуры фиксировать, например, бытовую жизнь ленинградских улиц, то вскоре художник начинает углубляться в вопросы живописного языка, изучая прежде всего возможности цвета. Этому способствовали поездки в Крым и знакомство с крымской природой, поразившей Тетерина силой солнечного света и яркостью красок и ставшей вдохновляющим источником многих его произведений. Много работая с натуры, он соотносит приобретаемый опыт с осмыслением приёмов и живописной системы близких ему мастеров: русских и французов. Всё вместе, это приблизило обретение Тетериным творческой зрелости и нового качества живописи.
ㅤㅤㅤПоворотным для Тетерина стал 1966 год. В созданных портрете-картине «Мои родители», натюрмортах «Айва и чайник», «Конец лета», «Южный натюрморт», пейзажах «Оливковая роща», «Дом с балконами» (все 1966) и других работах впервые в полную силу проявились декоративное понимание натуры, свобода самовыражения, подчёркнутая лёгкость исполнения и раскрепощённость живописи при чёткости пластического языка. Отныне художник основное внимание будет уделять цвету, ритмической организации холста, передаче световоздушной среды. Этим задачам будут подчинены достаточно условные композиция и рисунок, который зачастую станет служить линией, оконтуривающей формы, выявленные цветом.
ㅤㅤㅤУспех 1966 года Тетерин сумеет повторить и даже превзойти в произведениях конца 1960-х, а затем рубежа 1970—1980-х годов. Среди них «Натюрморт с розой», «Весна. Вид на реку Смоленку» (обе 1968), «Оливы» (1969), «Средняя Подьяческая улица» (1969), «Красные маки», «Груши и гранаты» (1975), «Натюрморт с шиповником» (1977), «Голубой балкон», «Каллы» (обе 1978), «Девушка в лиловом», «Девушка на подоконнике», «Пионы» (все 1979), «Красные лилии и комод» (1980), «Обнажённая» (1981), «Туалет» (1982), «Яблоки, бутылка и лукошко» (1983), «Натюрморт с испанским кувшином» (1985), «Берег моря в Гурзуфе», «Настольный теннис» (обе 1986) и другие.
ㅤㅤㅤВ.Тетерин вместе с Е.Антиповой ( женой художника) входили в группу «одиннадцати» и были участниками известных выставок в выставочном зале Союза Художников России на Охте (1972).
ㅤㅤㅤПо меткому замечанию Г. Чугунова, искусству Виктора Тетерина совершенно не свойственен драматизм. Бурные стихийные явления так же далеки от художника, как и обострённость душевной жизни человека. В этом своеобразие и особая притягательность его творчества. По складу своего характера, мировоззрению, склонностям художник стремился к изображению единства природы и человека, они диктовали ему непреодолимое желание искать в устройстве окружающего мира гармонию, душевную ясность, незамутнённость духовной жизни.
ㅤㅤㅤЕго произведения находятся в Государственном Русском Музее, в многочисленных художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Они неоднократно воспроизводились в печати в том числе в монографиях и каталогах выставок и аукционов русского искусства во Франции, Англии, Японии, Германии и других странах.