06 октября 2023

Александрова Елизавета Николаевна 

21 ноября 1930, Ленинград – 12 августа 2020, Санкт-Петербург

ㅤㅤ

Изображение 1 из 9

ㅤㅤㅤЕлизаве́та Никола́евна Алекса́ндрова (21.11.1930 г. Ленинград —12.08.2020 г. Санкт-Петербург) — российская художница-график. Член Союза художников (1963). Член Творческого Союза Художников России (1993). Член Международной Федерации художников (IFA) (1991). Член Товарищества «Свободная культура». Заслуженный художник России (2002). Отец-художник Н.С.Александров (1896-1942), мать-художник Е.Т Арбузова (Бебинг) (1903-1993).

ㅤㅤㅤС 1939 по 1942 год и с 1944 по 1951 год училась в Средней художественной школе при АХ. В 1951 году поступила на графический факультет института им. И.Е.Репина. В 1957 году окончила институт по мастерской М.А.Таранова.

ㅤㅤㅤВ 1963 году П. М. Кондратьев познакомил её с В. В. Стерлиговым. Работала под его руководством до 1973 года. Система Стерлигова, живописная и педагогическая, явилась развитием идей Казимира Малевича о прибавочном элементе в живописи. Узкий художественный круг соратников по искусству получил название «Старопетергофской школы» , так как встречи художников, совместная работа и выставки проходили у С. Н. Спицына в Старом Петергофе (пригород Петербурга), куда в те годы вслед за Спицыным переехали жить и работать ещё шесть художников. «Старопетергофская школа» была создана В. В. Стерлиговым и С. Н. Спицыным в 1963-65 годах; кроме них, в неё входили художники Т. Н. Глебова, В. П. Волков, Г. П. Молчанова, Е. Н. Александрова, П.М Кондратьев и искусствоведы А. В. Повелихина, Е. Ф. Ковтун.

ㅤㅤㅤ«Я родилась в Ленинграде. Мои родители были художниками, и я с малых лет прикоснулась к искусству: Эрмитаж, Русский музей, музыка и выставки, много выставок.
Родители отдали меня в среднюю художественную школу при Академии художеств в подготовительный класс к К.М. Пепилову, которому была уготована страшная смерть в блокадном Ленинграде. Война не созидает, но всегда разрушает. Не обошла стороной и меня: на моих руках умерли от голода мои самые близкие, самые родные, самые любимые. В 1944г. возвращается из эвакуации Академия художеств, с ней вместе и средняя художественная школа.
Трудно было мне попасть в ритм школы. Я с трудом понимала, что от меня хотят, и едва успевала на тройки. Затем последовало поступление в Академию художеств. Преподаватели были тогда строго академического направления. Но в академическом обучении меня многое не устраивало: цвет, пространство, зависимость от пространства. Чтобы избежать всего этого, я обратилась к линейной форме рисунка, хотя, в то же время, я четко понимала, что без пространства не существует искусства. Я путалась, искала, спотыкалась, падала, снова поднималась.
И неожиданно для меня происходит великое событие: я знакомлюсь с В.В. Стерлиговым! Все, что я искала, я нашла в его учении. Он повел нас, учеников, по ступенькам школы К. Малевича, учеником которого являлся сам. Мы шли от импрессионизма к Сезану, затем к кубизму по всем его стадиям. Далее: «Чаша-купол»- увиденная и прочтенная им в природе-форма, ведущая к духовному восприятию.
ㅤㅤㅤВ.В. Стерлигов не представлял себе искусства без Бога. К сожалению, я поняла это только потом: чистота, совесть, честность-это и есть действие Бога в нас.
Все личное, наносное искажает художественное произведение. Мы-это материя и пришли сюда не для того, чтобы умножать материю, но чтобы придать ей форму.
Искусство должно быть рожденным, несотворенным, -идущим от сердца, от чувства, от интуиции. Из семи форм надо делать пять, из пяти- три, оставшееся выстраивается в систему. И рисовать не шкатулку, но проблему- как тому учил нас Владимир Владимирович Стерлигов»
Елизавета Александрова. 2013г.

ㅤㅤㅤС 1960 года до начала 1990-х годов Александрова работала в области книжной графики, сотрудничая с различными издательствами — «Художественная литература», «Иностранная литература», «Детская литература». Лучшие её работы — иллюстрации к книгам М. А. Нексё, Я. П. Полонского, В. С. Шефнера, С. И. Фингарет, Р. Хух делались под руководством В. В. Стерлигова.

ㅤㅤㅤС начала 1990-х годов Е. Н. Александрова стала углубленно заниматься живописью. Темы большинства произведений основаны на библейских сюжетах.

ㅤㅤㅤОсновные собрания: ГТГ (Москва), ГМИСП, ГМГС, ГРМ, МНИ, Музей «Царскосельская коллекция», РНБ (все — Санкт Петербург), Гос. ХМ Кирова, Кургана, Перми, Твери, Ярославля.

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81