06 октября 2023

Антипова Евгения Петровна

19 октября 1917, Торопец, Псковская губерния – 27 января 2009, Санкт-Петербург

ㅤㅤ

Изображение 1 из 9

ㅤㅤㅤЕвгения Петровна Антипова (19 октября 1917, Торопец, Псковская губерния — 27 января 2009, Санкт-Петербург) — советская российская художница, живописец, график, Член Союза художников (1953).

ㅤㅤㅤС 1936 по 1939 год училась в Средней художественной школе при АХ. В 1939 г. Антипова поступила на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры. В 1945 г. Антипова возвратилась из эвакуации в Ленинград и в 1950 окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Б. В. Иогансона.

ㅤㅤㅤПосле окончания института в 1950—1956 годах Евгения Антипова преподаёт живопись и композицию в Ленинградском художественно—педагогическом училище на Таврической улице.

ㅤㅤㅤВпервые широко творчество Евгении Антиповой было показано в 1967 году на совместной выставке с художником Виктором Тетериным (мужем Евгении Антиповой) в залах Ленинградского Союза Художников. В 1988 и 1999 годах состоялись её совместные выставки с В. Тетериным в ЛОСХ и ЦВЗ «Манеж». Антипова была участницей известных выставок «одиннадцати» (1972).

ㅤㅤㅤ«Группа объединяла очень разных по принципам поэтики, мироощущению и по жизненному опыту художников. Тем не менее, содружество представляло собой своего рода ансамбль, в котором и переклички, и контрасты помогали максимальному раскрытию творческой личности. Антипова и Тетерин в этой группе были старшими. Сила Евгении Антиповой в утонченной культуре созерцания и смысл его в том, что оно обращено не только вовне, но и внутрь, в глубину авторского Я. Со временем внешний мотив все более становится вестником внутреннего состояния. Трепет листвы, дрожание наряда природы в недолгую пору цветения, игра солнечных зайчиков – создают ощущение эфемерности любых границ и, в то же время, – связи одного пространства с другим, вообще – пространственной непрерывности. Ведь мир един. В ее натюрмортах, расположенных среди зелени, в пейзаже, цветы, собранные руками человека, выделены из родной среды, но не изолированы и не отторгнуты от нее. Они олицетворяют Культуру и Природу. Сокровенный пафос таких картин в возвращении человека к первоистокам, плодоносящей земле. Живопись Евгении Антиповой легкая, почти нерукотворная. Кажется, кисть движется от дуновения чувства. Кажущееся поначалу случайным, иногда хаотичным впечатление в действительности строго сгармонировано тонкостью колорита, ритмической пульсацией цветовой ткани и складывается в целостный образ – модель мира».
ㅤㅤㅤТекст к выставке «Мелодия на два голоса» в Ярославском художественном музее. 2021г.

ㅤㅤㅤВ 1960-е годы Евгения Антипова пробует себя в серии портретов. К наиболее удачным следует отнести работы «Девушка из Переславля» и «Официантка» (обе 1964). В них своеобразно проявилась утончённая культура созерцания, присущая лучшим произведениям художницы. С конца 1960-х ведущими жанрами в творчестве Антиповой стали натюрморт в интерьере и экстерьере, а также пейзаж. Сложившийся стиль живописи отличают несколько условные рисунок и композиция, интерес к проблемам передачи колорита и световоздушной среды.

ㅤㅤㅤСреди наиболее известных произведений этого периода, показанных на выставках, работы «Дворик в Гавани», «Южный натюрморт» (обе 1968), «Виноградная беседка» (1968), «Окно. Настурции», «Романтический пейзаж» (обе 1968), «Оливы» (1969), «Тюльпаны на окне» (1970), «Сосны», «Окраина Васильевского острова» (обе 1973), «Натюрморт в саду. Весна» (1974), «Натюрморт с васильками и хлебом» (1975), «Балкон» (1977), «Натюрморт с красной бутылкой» (1979), «Солнечный день» (1982), «Натюрморт с испанским кувшином» (1985), «Черёмуха в цвету» (1989), «Яблоня в цвету» (1997) и другие.

ㅤㅤㅤВ натюрмортах Евгения Антипова всё чаще предпочитает открытую композицию, помещая столик с букетом цветов или книгой в уголок сада, среди ветвей цветущей яблони или черёмухи. Лучшие её произведения этого особого лирико-синтетического жанра — например, «Полдень» (1982), «Натюрморт. Цветущая ива, каллы, нарциссы» (1984) — воспринимаются как образы совершенного мира, в котором человек обретает гармонию с окружающей природой и в своей душе. Эту главную тему своего творчества художница продолжала до конца жизни.

ㅤㅤㅤПроизведения Е. П. Антиповой находятся в собрании Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, Италии, США и других странах.

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81