Раздрогин Игорь Александрович
07 декабря 1923, Петроград – 19 июля 2018, Санкт-Петербург
ㅤㅤㅤРаздрогин Игорь Александрович (07.12.1923 г. Петроград —19.07.2018 г. Санкт-Петербург) — советский и российский живописец, график и педагог. Член Союза художников (1953). Заслуженный художник России. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Кандидат искусствоведения. Профессор института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
ㅤㅤㅤВ 1938 году поступил в Среднюю художественную школу при Академии художеств, которую не окончил, поскольку началась Великая Отечественная война. Добровольцем ушёл на фронт, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, После демобилизации в 1946 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, В 1952 году с отличием окончил институт по мастерской Бориса Иогансона. По предложению Бориса Иогансона поступил в аспирантуру, в которой проучился три года (1955).
ㅤㅤㅤЖивописец вспоминает: «Меня хотели взять преподавать, Зайцев предложил, но Иогансон спрашивает: “На кой черт, тебе это нужно?!” Я говорю: “Нет”. “Тогда езди, собирай материал, работай. Устроишься потом”. Я был очень рад, я боялся преподавать. Сам еще ничего не умею, а тут преподавать и прочее, прочее. Иогансон говорит: хорошо, я тебя возьму в аспирантуру»
ㅤㅤㅤВ 1960-е годы И. Раздрогин совершает творческие поездки на Крайний Север и в Среднюю Азию, побывал в Германии, Бельгии, Голландии, Италии, Франции. Они обогатили его творчество новыми темами и образами, живописная манера художника меняется в направлении усиления декоративности, обобщённости рисунка и цельности колористического решения.
ㅤㅤㅤ«Отметим, что портрет является излюбленным жанром для Раздрогина. Как правило, модели связаны с разнообразной производственной атмосферой, бытовой ситуацией или определенной средой, формирующей человека. Эта жанровая гармония придает художественному образу особую характерность. Поэтому художник не допускает приблизительности в изображении атрибутов профессии, специфики национальной одежды. Такая концепция художественного образа напоминает портрет-тип, как, например, в творчестве И. Н. Крамского (портреты писателей) и Н. А. Ярошенко («Курсистка», «Студент»). Но в работах художника второй половины ХХ века изменяется тональность в воспевании человека труда – безусловно положительного образа, что характерно для этого времени. Персонажи портретов Раздрогина живут в гармонии и с собой, и природой, в радостно-светлом настроении. Живописец также обращался к пейзажам, в которых всегда можно встретить людей или архитектурные мотивы как напоминание о деятельности человека на земле. Особенность его художественного кредо – верность натуре, так как только природа может предложить множество разнообразных сюжетов и тем. В основе картинного образа всегда лежит этюд с натуры, и поэтому в его творчестве нет контрастных резких изменений. Что касается живописи, то можно заметить, что в 1950–1960-е годы преобладала тональная живопись, характерная для многих живописцев. В последние 20 лет изменяется манера письма – широкие пастозные мазки, изменяется цветовое звучание в колористическом решении. И. А. Раздрогин кроме масляной живописи часто обращался к акварели. В основном он обращался к этой технике в своих путешествиях. Эти этюды европейских архитектурных памятников выполнялись за короткое время. Такая работа требует не только точности цветовых отношений, но и понимания выразительности архитектурного памятника». Н. Н. Попова «Игорь Александрович Раздрогин. О художнике»
ㅤㅤㅤАвтор картин «Сельская учительница» (1957), «Сплавщик» (1960), «В районном центре» (1961), «Домны Сибири», «Матросский кубрик», «Портрет агронома Е. Белоусова» (все 1964), «Книжный базар» (1975), «Эвенка с ребёнком» (1977), «Субботник. Посадка парка Победы» (1980), «Мулен-Руж» (1985), «Портрет оленевода» (2008), «Кузнец» (2009) и др.