21 ноября 2023

Гудзенко Родион Степанович

19 июня 1931, Полтава – 22 мая 1999, Санкт-Петербург

ㅤㅤ

Image 2 of 9

ㅤㅤㅤРодион Степанович Гудзенко (19.6.1931 г. Полтава – 22.05.1999 г. Санкт-Петербург) – художник живописец и график. Член союза художников (1978). Отец- С. А. Гудзенко и мать—Е.Х. Гриневич – драматические актеры.

ㅤㅤㅤС 1944 по 1947 год учится в Средней художественную школе при АХ. Это был первый послевоенный набор – вместе с ним учились Александр Траугот, Александр Арефьев, Илья Глазунов. В 1947 г. отчислен из СХШ за формализм и космополитизм.
ㅤㅤㅤВходит в группу художников, группировавшихся вокруг Александра Арефьева и поэта Роальда Мандельштама (“арефьевский круг”). В этой группе, Гудзенко – единственный фронтовик: в 1943–1944 годах он стал «сыном полка» и получил медаль «За победу над Германией».
ㅤㅤㅤ1953 – 1954 гг.: учится на заочном отделении Московского полиграфического института (ныне Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова) на факультете художественного оформления печатной продукции.

ㅤㅤㅤ1955 г.: работает художником-бутафором в Ленинградском драматическом театре.

ㅤㅤㅤЗанимается изучением французского языка, общается с французскими туристами, дарит и продает им свои работы.

ㅤㅤㅤ1.8.1956 г.: обыск и арест. Художнику инкриминируют то, что он дарил иностранцам работы, любил французскую живопись, осуждал ограничения свободы в искусстве, существующие в СССР.
ㅤㅤㅤ 24.11.1956 г. из Лефортовской тюрьмы направлен на психиатрическую экспертизу в Центральный институт судебной психиатрии им. В.П. Сербского (Москва). Находился в одной палате с Даниилом Андреевым и провел месяц в близком общении с ним. 

ㅤㅤㅤ16.5.1957 г.: осужден на 5 лет по статье 58, пункт 10 «за антисоветскую агитацию и пропаганду».

ㅤㅤㅤ1957 – 1960 гг.: отбывает заключение в Дубравлаге (Мордовская АССР). В лагере продолжает изучение французского языка, пишет портреты своих товарищей по заключению. Почти все эти работы были уничтожены охраной лагеря.

ㅤㅤㅤ15.4.1960 г.: выходит из лагеря на свободу, после чего в течение года находится под надзором.

ㅤㅤㅤ1992 г.: реабилитирован.

ㅤㅤㅤ1961 – 1991 гг.: работает художником на Заводе торгового оборудования и на Комбинате живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР, декоратором в Ленинградском драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской и в Ленинградском государственном театре комедии, макетчиком в Казанском соборе и в мастерской Аникушина.1968 – 1988 гг.: работает художником-иллюстратором в издательстве «Детская литература» (Москва, Ленинград).

ㅤㅤㅤ«Вороватый малый, поклонник Сезанна, Матисса и так далее», – Илья Глазунов о своем однокласснике.

ㅤㅤㅤ«Родион Гудзенко — легендарное имя ленинградского андерграунда. Биографически и стилистически он, конечно, из арефьевцев. Он учился с ними в художественной школе при Академии художеств, с ними же был оттуда выгнан, с ними тусовался в коммуналке у их общего друга поэта Роальда Мандельштама, с ними изучал французов-модернистов. Но он был другим. Он был старше на несколько лет, в три года потерял мать, войну встретил в Полтаве, где оказался в оккупации, беспризорничал, а после освобождения города стал сыном полка и успел повоевать. К «Ордену…» как таковому он не примкнул, фрагментами все время пытался где-то поучиться: средняя школа была окончена в три приема, в художественном училище продержался полгода, в медицинском институте — год, в полиграфическом — еще один. Он был отчаяннее своих друзей, эпатажнее, красивее (с чем играл и чем вызывал зависть иных местных красавцев — ведь был похож «на Николая (Второго) более, чем покойный государь был похож на самого себя»). Его любовь к французскому искусству заставила его практически самостоятельно выучить французский язык. За французским он шел в музей и на улицы, ловил любую возможность услышать французскую речь и поговорить с носителями. За что и поплатился — в 1956-м был арестован и осужден по 58-й, антисоветской статье». 
ㅤㅤㅤКира Долинина  « Франкофилия как судьба»

ㅤㅤㅤ«Разные ходили слухи о его смерти в Питере, но то, что рассказал Борис Пустынцев, который его хоронил в 1999 году, звучало так: в тёмном подъезде на Родиона напали, проломили голову, и он скончался прямо на месте.”
ㅤㅤㅤВоспоминания Ксении Кривошеиной «Работа “за шкаф” Париж, 2007.

ㅤㅤㅤБыл образован и всесторонне талантлив: художник, скульптор, писал стихи, переводил с французского Рембо, Верлена, Бодлера, Малларме, написал несколько рассказов о художниках для детей, был музыкален и артистичен, имел дар рассказывать «смачно и вкусно. Был горд своим сходством с Николаем ІІ и подчеркивал это формой бороды и костюмом, одеваемым на прогулки Лучшими в наследии Гудзенко остались ранние картины «На перроне» и «Летнее кафе», а также ленинградские пейзажи 1980-х годов – «Фонтанка. Белая ночь», «Американский мост» и «Фонтанка».

ㅤㅤㅤВыставки. 
ㅤㅤㅤ1987 г. «Живопись ленинградских графиков» (выставочный зал на Охте)
ㅤㅤㅤ2004 г. «Петербург» (Центральный выставочный зал «Манеж»)
ㅤㅤㅤ2007 г. «Искусство Петербурга 2007» (выставочный комплекс «Стачек 47»)
ㅤㅤㅤ2011 г. «Беспутные праведники. Орден Ниществующих Живописцев (ОНЖ)» («Новый музей», С.-Петербург)
ㅤㅤㅤ2013 г. «Простые правила» (Молодежный центр Государственного Эрмитажа)
ㅤㅤㅤ2015 г. «Ленинградский андеграунд» («Новый музей», С.-Петербург)
ㅤㅤㅤ2015 г. «On my way» (Cultural Flow Zone университета Ca’ Foscari, Венеция)
ㅤㅤㅤ2018 г. Персональная выставка и презентация книги «Родион Гудзенко” (галерея “Центр книги и графики”, С.-Петербург)

ㅤㅤㅤПроизведения художника представлены в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, в частных собраниях в России, Франции, Японии.

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81