21 ноября 2023

Копытцева Майя Кузьминична

15 мая 1924, Гагра – 06 июня 2005, Санкт-Петербург

ㅤㅤ

Изображение 9 из 9

ㅤㅤㅤМайя Кузьминична Копытцева (15.05.1924 г.Гагра — 06.06.2005 г. Санкт-Петербург,) — советский и российский живописец. Член Союза художников (1954). Заслуженный художник Российской Федерации (1997).

ㅤㅤㅤВ 1941 году была принята в Среднюю художественную школу при АХ. В феврале 1942 года вместе с учащимися художественной школы была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Самарканд, откуда возвратилась летом 1944 года. В 1945 году окончила Среднюю художественную школу и была принята на архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, с которого в начале 1946 перевелась на факультет живописи. В 1951 Копытцева окончила институт по мастерской Бориса Иогансона.

ㅤㅤㅤВ 1947 вышла замуж за однокурсника художника Анатолия Левитина. Сыновья Андрей (1947 гр.) и Дмитрий (1950 гр.) впоследствии также окончили ИЖСА имени И. Е. Репина и стали живописцами.

ㅤㅤㅤС 1951 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые композиции. Начиная с 1953 каждое лето жила и работала на Академической даче, в деревне Малый Городок, где были написаны многие её лучшие произведения. Автор картин «Березки», «Облачный день (1953), «На купальне» (1954), «Цветы на окне» (1955), «Апрель», «Октябрь», «Портрет М. Дрейфельд» (все 1956), «Ожидание» (1957), «Посуда на зелёной скатерти» (1958), «Картошка. Натюрморт», «Чайный стол», «Осенняя черёмуха» (все 1959), «Трое» (1960), «Натюрморт с хурмой», «Яблоня цветет» (обе 1961), «Гости ушли», «Яблоки и груши», «Подснежники» (все 1962), «Яблоки и гранаты», «Маки и апельсины», «Натюрморт с графином» (все 1964), «Натюрморт с синей посудой» (1965), «Дождь пошел», «Купание» (обе 1967), «Полуденное солнце» (1968), «Яблоки», «Рабочий стол» (обе 1971), «Август», «Летние игры», «Натюрморт с бананами» (все 1975), «Спортивное лето», «Ветка вишни» (обе 1976), «Сашенька», «Синяя посуда» (обе 1977), «Ландыши», «Осенний сад» (обе 1978), «Летняя стройка», «Натюрморт на розовой скатерти» (обе 1980), «Сирень цветет» (1981), «Утро» (1982), «Букет» (1988), «Вечернее солнце» (1991), «Сирень» (1997), «Фиалки на сером» (2001), «Антоновка в тазу» (2004).

ㅤㅤㅤНаиболее успешно и разнообразно работала в жанре натюрморта. Живописные задачи менялись от фиксации непосредственных ощущений к образной передаче материальности предметного мира. Талантливый колорист, тонко подмечавшая красоту и поэзию обыденных вещей и явлений.

ㅤㅤㅤ«Строго говоря, — писал А. Левитин, — если придерживаться научной классификации жанров, то большинство работ Копытцевой неправильно называть натюрмортами. Они не соответствуют строгому понятию Nature-mort. Это живописные поэмы, соединяющие элементы натюрморта и пейзажа. Там всё живое: сорванные с дерева с каплями росы яблоки, только что росшие в поле клевер или ромашка на фоне сада, с колеблющимися на ветру листиками, кусты белой и цветной сирени. Один из излюбленных мотивов Майи — антоновские яблоки. Обычно она размещала их на тёмно-коричневом деревенском стуле. Они росли на одном дереве вместе с грушовкой. Майю Копытцеву можно считать создателем жанра, которому ещё не придумано названия. Техника её живописи тоже была своеобразна, писала она без подмалёвки и с куска. Работала быстро, поскольку всё было ясно. Вместо проработанных эскизов всегда делала быстрые форэскизы карандашом, цветными карандашами и иногда акварелью. Всё время в уме „писала“, находя в натуре самое тёмное и самое светлое, анализируя тональные и цветовые отношения»

ㅤㅤㅤДрузья ценили в М. Копытцевой не только незаурядный талант живописца, но и независимый, прямой характер, острый ум и образный язык, безразличие к любому чинопочитанию. Вот маленький пример. В 1951 году, заполняя анкету отдела кадров для приёма в Союз художником, в графе «Какими иностранными языками владеете» М. Копытцева написала: «Французским, плохо. И с каждым годом всё хуже».

ㅤㅤㅤВ 1989—1992 годах работы М. К. Копытцевой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции. В 1997 году. 

ㅤㅤㅤПроизведения М. К. Копытцевой находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Италии и других странах. 

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81