02 марта 2024

Морев Александр Сергеевич

03 января 1934, Ленинград – 08 июля 1979, Ленинград

7

Изображение 3 из 9

⠀⠀⠀Алекса́ндр Серге́евич Мо́рев (настоящая фамилия Пономарёв) (03.01.1934 г. Ленинград — 08.07. 1979 г. Ленинград) —советский художник-график, поэт и прозаик.

⠀⠀⠀С 1948 по 1953 год учился в Средней художественной школе при АХ. В последний год обучения, был исключён за «формализм».

⠀⠀⠀Работал графиком-оформителем в ленинградских журналах и издательствах, главным образом в журнале «Нева». Выставлялся с авангардными художниками в кратковременных групповых экспозициях в клубе завода им. Козицкого (1968—1969). В 1975 абстрактные коллажи «Железная необходимость» и «Железное равновесие», показанные на выставке художников авангарда в ДК «Невский», подверглись уничижительной критике в газете. (статья В. Звонцова «Если тебе художник имя…» в газете «Ленинградская правда» от 16 октября 1975).

⠀⠀⠀На знаменитом Первом городском турнире поэтов, состоявшемся 17 февраля 1960 года в ДК Горького, он, наряду с И. Бродским, произвел своими стихами (“Рыбий глаз” и “Есенистое”) наиболее сильное впечатление на собравшихся, вызвав возмущение Александра Прокофьева.       В результате Мореву на два года были запрещены публичные выступления, публикации и даже посещение занятий ЛИТО.

⠀⠀⠀11 окт. 1967, в приступе отчаяния, сжёг весь архив своих стихов.

⠀⠀⠀В 1977 году часть стихов, сохранившихся у друзей и почитателей, удалось разыскать и собрать. Они разошлись по городу во множестве копий.

Человек – не грязный рубль разменных монет.
Человек – не мешок морщин и сомнений.
Человек – это ярь, это солнечный свет…

⠀⠀⠀Б. Иванов пишет: «Его творчество можно назвать реалистическим — с доверием он относится лишь к тому, что обладает чувственной достоверностью, а не социальной ангажированностью. Страсти, чувства, влечения — и потому яркая эмоциональная окраска всего того, что он изображал, и отсюда — экспрессионизм как резкая эмоциональная определенность изображаемого мира…».

⠀⠀⠀С начала 1960-х стихи постепенно вытеснялись прозой. Писал рассказы, из которых в 1966–71 г.г. удалось опубликовать пять (в журналах «Нева», «Урал», «Звезда», «Про­стор», «Неман», сборнике «Точка опоры»). Во второй половине 1960-х написал повесть «Раненый и трус» (другое название — «У стен рая»), которая была напечатана в журнале «Часы», много лет работал над романом «Костер и звезды». Прозаические произведения получили высокую оценку Г. Гора, Л. Леонова, К. Паустовского, Л. Рахманова, М. Слонимского. Несмотря на их положительные отзывы, ни повесть, ни сборник рассказов официально опубликовать не удалось.

⠀⠀⠀Единственная персональная выставка Александра Морева состоялась после его смерти в редакции журнала «Аврора» в 1980 год. С этого времени стихи стали публиковаться за рубежом, затем в России. В 1990 вышел наиболее полный поэтический сборник «Листы с пепелища», подготовленный его другом А. Домашёвым. Посвященные поэту стихи и материалы были опубликованы А. Домашёвым в трех выпусках самиздатского сборника «Венок другу: Стихи Саше Мореву» (1981–94).

⠀⠀⠀Его трагическая смерть 8 июля 1979 года потрясла литературный Ленинград, вызвав огромный поток стихов его памяти. Сообщалось, что он покончил жизнь самоубийством, бросившись в вентиляционную шахту строившегося метро. Глеб Горбовский написал о его смерти: «Смерть его загадочна дважды – как любая смерть, тем более внезапная, неожиданная, и как смерть, у которой не нашлось свидетелей».

Заклинаю, меня не забудь!
Этот воздух и шорох листьев – я!
Это солнце, к шторам приникшее, – я.
Эта слава, в шторме погибшая, – я!
Это слово, в штольне затихшее, – я!

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81