21 ноября 2023

Ветрогонский Владимир Александр

25 ноября 1923, Ленинград – 18 февраля 2002, Санкт-Петербург

ㅤㅤ

Изображение 1 из 9

ㅤㅤㅤВлади́мир Алекса́ндрович Ветрого́нский (25.11.1923 г. Ленинград — 18.02.2002 г. Санкт-Петербург) — советский и российский художник Член Союза художников России (1952). Член Союза журналистов России (1969). Народный художник РСФСР (1982). Действительный член Академии художеств СССР (1988). Кандидат искусствоведения (1955). Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Сын – А.В. Ветрогонский (1956)-художник.

ㅤㅤㅤС 1939 года учился в Средней художественной школе при АХ. В годы Великой Отечественной войны, по окончании школы, ушёл добровольцем на фронт С 1946 по 1951 год учился на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской профессора А. Ф. Пахомова. После окончания института обучался в аспирантуре, по завершении которой защитил кандидатскую диссертацию.

ㅤㅤㅤУчастник художественных выставок с 1951 года. С 1952 года преподавал на графическом факультете Института им. И. Е. Репина, пройдя путь от ассистента до профессора.

ㅤㅤㅤИллюстрировал и оформлял книги для издательств Детгиз, Лениздат, Советский писатель и др. С 1956 года создавал рисунки для журнала Нева (Ленинград).

ㅤㅤㅤВо время многочисленных поездок по Советскому Союзу и за рубеж В. А. Ветрогонский не расставался с альбомами, где появлялись не только путевые зарисовки, но и записи увиденного, мысли и впечатления. Художник работал в различных жанрах изобразительного искусства: в пейзаже, в портрете, книжной графике, сюжетно-тематической станковой композиции, создав обширную галерею произведений, повествующих о людях труда — железнодорожниках, речниках, сталеварах. Его многочисленные рисунки, акварели, литографии, линогравюры, в том числе и цветные, воссоздавали архитектурный облик городов, красоту природы России, других стран. Работы «На улицах Дакки», «Бенгальские юноши», «Рим», «Бенгалия» «Венеция», «Сиена», «Райпур», «Бангладеш» стали успешным итогом этих поездок. Автор станковых серий: «Заводские будни» (цветная линогравюра, литография; 1955-57 годы), удостоенной золотой медали на выставке к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957), «На берегах Чудского озера» (акварель, графитный карандаш; 1955) «Пушкинские места» (акварель, графитный карандаш, 1956), «По дорогам Болгарии» (акварель, графитный карандаш, литография; 1960), «Париж» (акварель, графитный карандаш, литография; 1961), «Северная Магнитка» (цветная линогравюра; 1959—1968) и др.

ㅤㅤㅤ«Мир Ветрогонского, если в него всматриваться, живой, затягивает лучше любого дзена, там нет «перегородки» между зрителем и картиной. Вроде как бы соцреализм – нет, это совершенно удивительные картины, в чем-то аналогичные поэтическим кинофильмам Антониони. Ветрогонский прикрывается внешне соцреализмом, но люди у него глубоки, не фальшивы, пожалуй, это наиболее тонкий советский художник, и я бы назвал его манеру советским дзеном. Причем он естественнее и интереснее многих классических китайских художников. Дзен – это сон, глубокое просветление, и у Ветрогонского есть это глубокое просветление советской жизни. Откуда столько потрясающей энергии, например, в его «Крановщице»? Это просто богиня Афина, столь невероятная у нее мощь. Творчество Ветрогонского волшебно, это Пушкин графики и акварели, писал он из души, художник поразительно недооцененный». Рашит Ахметов «Звезда Поволжья. Ветрогонские». 2016.

ㅤㅤㅤ«Папа любил путешествовать на пароходах, у него даже был паспорт моряка. Это и Череповец, и Волго-Балтийский водный путь, и Болгария, и Италия. В 1975 году он целый месяц был в Бангладеш. Он привёз оттуда тяжеленную папку потрясающих работ. Очень свежие, новые. На некоторых работах даже сохранились надписи на бенгальском языке — в память о выставках, которые проводились там по итогам поездки. Где бы он ни находился, он всё рисовал с натуры. А потом подкрашивал их в гостинице вечером. Или рано утром, он вставал с рассветом. Вот здесь, видите: папа начал рисовать быка, но понял, что композиционно он расположен не очень хорошо. Но жировой карандаш до конца стереть нельзя, поэтому он просто энергично залил это пятно краской. Есть вообще уникальные рисунки акварелью, без намёка на карандаш. Представляете, какая крепкая рука? Отец рисовал всегда и везде. Даже когда мы отдыхали на пляже в Дагомысе, он не валялся на солнышке, а делал наброски». Интервью с Андреем Ветрогонским с открытия выставки «Ещё не время подводить итоги» Ольга Гоголадзе. KazanFirst — Казань

ㅤㅤㅤПроизведения В. А. Ветрогонского неоднократно экспонировались в различных городах Советского Союза, а также на зарубежных выставках в Варшаве (1955), Лондоне (1957, Париже (1962) и др.

ㅤㅤㅤРаботы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музее Великой Октябрьской социалистической революции (ныне Музей политической истории России в Санкт-Петербурге), в ряде других музеев и частных коллекций.

Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81
Ответственный за страницу
Терентьева К.В.
+7 (812) 322-03-81