Королёв Александр Леонидович
14 июля 1922, Солигалич – 17 марта 1988, Ленинград
ㅤㅤㅤАлекса́ндр Леони́дович Королёв (14.07.1922 г. Солигалич —17.03.1988 г. Ленинград) — советский живописец-монументалист и педагог. Член Союза художников. Заслуженный художник РСФСР. Кандидат искусствоведения. Профессор рисунка ИЖСА им И.Е.Репина.
ㅤㅤㅤС 1937 по 1942 год учился в Средней художественной школе при АХ. В 1950 году окончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина по мастерской В.М.Орешникова.
ㅤㅤㅤС 1952 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина АХ СССР, в мастерской А.А.Мыльникова. Создал собственную систему обучения «Школы рисунка по системе Королёва», в основе которой лежат принципы старых мастеров, опыт Леонардо да Винчи и Микеланджело.
ㅤㅤㅤВ 1955 году, совместно с А. А. Мыльниковым и В. И. Сноповым, участвовал в создании монументального мозаичного панно «Изобилие» для вестибюля станции метро «Владимирская». По эскизам Королёва и его технологии был создан уникальный в Ленинграде витраж для вестибюля станции «Гостиный двор». По его эскизам и при его участии был создан ещё ряд монументальных работ в Ленинграде и других советских городах.
ㅤㅤㅤ«Рисунок был стихией Королева, его страстью. Главной задачей своей учебной и педагогической деятельности Александр Леонидович считал сохранение и преумножение лучших традиций классической школы рисунка. Потом он неоднократно нам повторял то, что наша школа рисунка – одна из самых лучших. Он рассказывал нам о том, как однажды он ездил в учебную командировку по разным странам, посещал различные художественные учебные заведения. Собранный им материал, он использовал в свое время на научной конференции по рисунку.
мАлександр Леонидович был поражен тем, что в таких странах как Италия, Франция, которые мы по праву считаем колыбелью классического искусства, во многом академические реалистические традиции в преподавании рисунка были утрачены. Его поразил следующий курьезный случай. Как-то он присутствовал на занятии в одном из учебных заведений Италии. Студенты рисовали сидящего натурщика, разместившись к нему…спиной! Вероятно, так им было удобно. Не доверяя верности своего глаза, каждых из студентов, когда возникала необходимость в нанесении в нужном месте линии на листе бумаги, оборачивался к натурщику, и с помощью металлической палочки, которая, была у каждого, делал необходимые замеры, на основании которых и проводилась очередная линия или наносилась тень. Тем самым, творческий контакт художника с живой натурой практически сводился к нулю, и рисунок становился своеобразным свидетельством механического перевода на бумагу линий и штрихов.
ㅤㅤㅤЕсть еще одна история, которую нам поведал Александр Леонидович. Она немного трогательно-романтическая. Гуляя в Париже по Монмартру, Королев внимательно рассматривал рисунки художников, работавших там. Одна из художниц, предложила нарисовать его портрет. Александр Леонидович согласился. По окончании работы, он поблагодарил эту женщину, и ответил ей встречным предложением, нарисовать ее портрет. Она, конечно, также согласилась, заинтересованная тем, кто же, на самом деле, этот незнакомый господин. Но, когда потом она увидела свой портрет, выполненный рукой мастера, то не нашла слов для выражения своего восхищения. И, когда наша делегация уезжала домой, то эта художница в знак своего восхищения талантом мастера, пришла в этот день к отъезжающему нашему автобусу проводить своего нового знакомого. Этот трогательный знак уважения и высокой оценки нашей художественной школы Александру Леонидовичу запомнился на всю жизнь». Евгений Малых. Мои воспоминания об Александре Леонидовиче Королеве
ㅤㅤㅤВ 2012 году издан его труд “Учебный рисунок. Методика преподавания”.
ㅤㅤㅤСреди основных произведений, созданных А. Королёвым в станковой живописи, картины «Приезд В. И. Ленина в Петроград» (1957), «На Юденича»] (1961), «Наш город!» (1964, в соавторстве с Б. Малуевым), «Лето», «Спорт» (обе 1967), «Чайки» (1975), «За власть Советов!» (1977) и другие.
ㅤㅤㅤЕго произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом, украшают общественные здания и сооружения Петербурга и ряда других городов России.